Складирование пакетов с мусором у жилых домов на краю проезжей части дороги, а также на прилегающей к жилому дому территории противоречит следующим нормам действующего законодательства:
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.16.1998г. предусмотрено, что при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.
В соответствии с п.1,3 ст. 13.4 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно статье 9 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 №144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" установлено, что временное хранение мусора осуществляется в контейнерах, бункерах-накопителях, урнах в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также требованиями, установленными настоящим Законом. Контейнеры размещаются (устанавливаются) на контейнерных площадках (части 1, 2).
Согласно пунктам 2, 4 статьи 18 Закона №144-З собственники, владельцы или пользователи домовладений, в том числе используемых для сезонного и временного проживания, обязаны: складировать мусор в специально оборудованных местах; осуществлять уборку принадлежащих им объектов в соответствии с установленными настоящим Законом требованиями.
В соответствии с пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. Согласно пункту 10 Правил №1156 в складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В силу пункта 15 Правил №1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.4 Постановления Правительства Нижегородской области «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области» № 407 от 05.06.2018г., установлено, что накопление отходов в пакеты или другие предназначенные для накопления ТКО емкости непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления осуществляется с установленных договором на оказание услуг по обращению с ТКО мест сбора и накопления.
Пунктом 2.8 Порядка накопления предусмотрено, что размещение ТКО и иных отходов вне установленных местнакопления отходов запрещается.
Таким образом, произвольное определение потребителями мест складирования пакетов с отходами и непосредственно складирование пакетов с отходами вне установленных мест недопустимо.
Обязанность по организации мест накопления лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с п. 2.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области №407 от 05.06.2018 г. накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, 16 июля 2019 года Правительством Нижегородской области утверждено Постановление. № 444 и разработано Положение о порядке предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на создание (обустройство) контейнерных площадок.
Основные положения, которые следует соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий, установлены санитарными правилами "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года (далее по тексту - СанПиН 42-128-4690-88), «СанПин 2.1.7.3550-19 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных оюразований», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 5 декабря 2019 года (далее по тексту – СанПин 2.1.7.3550-19).
В соответствии с пунктами 2.1.3, 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88, п. 2.1., 2.4. СанПин 2.1.7.3550-19 на территориях муниципальных образований должны быть обустроены контейнерные площадки – места накопления ТКО. Для определения количества мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых на контейнерных площадках для накопления ТКО следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления ТКО.
Дороги, а также прилегающие к жилому дому территории, не являются специально оборудованными местами (площадками) для накопления ТКО, т.к. не соответствуют санитарным требованиям, правилам благоустройства муниципальных образований и нормам законодательства РФ, в связи с чем размещение гражданами пакетов с ТКО вдоль дорог, на земельном участке рядом с жилой застройкой противоречит вышеуказанным нормам законодательства.
Кроме того, пакетный вывоз не обеспечивает герметичное накопление отходов, в прилагаемом фотоматериале видно, что пакеты не герметичны, отходы из пакетов ветром разносятся по населенному пункту, растаскиваются животными, что приводит к нарушению требований СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».