О переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами
В первые месяцы работы в качестве регионального оператора по обращению с отходами Нижегородской области г.Кстово и Кстовского района ООО «Реал-Кстово» было получено большое количество обращений с вопросами о переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.
Ответы на часто задаваемые вопросы приведены далее.
1. Кто является региональным оператором по Кстовскому району?
Протоколом подведения итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области г.Кстово и Кстовского района ООО «Реал-Кстово» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области города Кстово и Кстовского района.
Статус присвоен 22.03.2018 г. - с даты заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области города Кстово и Кстовского района.
2. Чем (каким нормативным актом) утвержден типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО?
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
3. Когда будет известен тариф на услугу, оказываемую региональным оператором? Кто устанавливает тариф? Какие будут расчетные единицы, в отношении которых установлен тариф?
В соответствии со статьей 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по оказанию услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемому виду деятельности.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006г № 171 «Об утверждения положения о региональной службы по тарифам Нижегородской области (с изменениями на 04.07.2018г.)» полномочия по утверждению единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами закреплены за Региональной службой по тарифам Нижегородской области.
Согласно п.85 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» единый тариф регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается: руб./куб.м (руб./тонна).
4. Какой будет размер тарифа?
Единый тариф регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждается РСТ по Нижегородской области.
5. С какого момента можно будет заключать договоры по обращению с ТКО?
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключённого соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами начинается на территории Нижегородской области г.Кстово и Кстовского района не позднее 01.01.2019 г., соответственно заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами возможно со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора.
6. Как будет выстроен процесс заключения договоров? Что потребуется от потребителя-юридического лица? Что потребуется от потребителя-физического лица?
Начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора возможно заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
Для заключения письменного договора будет организовано несколько каналов по взаимодействию с потребителями. Заключить договор можно будет:
- обратившись в офис ООО «Реал-Кстово», расположенный по адресу г. Кстово, ул. Магистральная, д. 53, офис 210;
- путем направления сканированных копий документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам, указанным на официальном сайте ООО «Реал-Кстово»;
- для жителей многоквартирных домов – путем обращения в управляющую организацию (ТСЖ, ЖСК, иной специализированный потребительский кооператив) – далее управляющая организация. Данный вариант будет возможен при наличии соответствующего договора между региональным оператором и управляющей организацией;
- иные каналы о которых будет сообщено дополнительно.
Для заключения договора необходимо:
Потребителям - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:
Заявка на заключение договора, которая включает сведения: полное наименование (для ИП - ФИО), ОГРН и дата присвоения (для ИП - ОГРИП и дата присвоения), фактический адрес (для ИП - адрес регистрации по месту жительства), ИНН, банковские реквизиты, контактные данные потребителя для направления юридически значимых сообщений- № телефона, адрес электронной почты, наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.
Форма заявки размещена на сайте ООО «Реал-Кстово» в разделе «Перечень документов для заключения договоров»
К заявке должны быть приложены следующие документы:
- копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования;
- документы, содержащие сведения о назначении здания, сооружения, нежилого помещения;
- документы, содержащие сведения об общей площади здания, сооружения, нежилого помещения;
- документы, содержащие сведения о виде разрешённого использования земельного участка;
- документы, содержащие сведения о количестве расчётных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта;
- документы, удостоверяющие право лица на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя потребителя (для представителя - физического лица также копия паспорта);
- согласие на обработку персональных данных.
Для собственников жилого дома (домовладения), квартиры в многоквартирном доме при непосредственном управлении и т.п.
Заявка на заключение договора, которая включает сведения: серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина, место рождения, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные потребителя для направления юридически значимых сообщений: № телефона, адрес электронной почты, наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества.
К заявке должны быть приложены следующие документы:
- копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования (свидетельство о регистрации права, выписка ЕГРН, договор социального найма, выписка из домовой книги и др.);
- документы, содержащие сведения о назначении и жилого дома или части жилого дома;
- документы, содержащие сведения об общей площади жилого дома или части жилого дома;
- документы, содержащие сведения о виде разрешённого использования земельного участка;
- документы, содержащие сведения о количестве расчётных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта;
- количество зарегистрированных человек;
- количество фактически проживающих человек;
- копия паспорта потребителя;
- доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя (для представителя - физического лица также копия паспорта);
- согласие на обработку персональных данных.
Для управляющей организации /ТСЖ/ЖК/ иного специализированного потребительского кооператива
Заявка на заключение договора, которая включает сведения: полное наименование, ОГРН и дата ее внесения в реестр, ИНН, фактический адрес, банковские реквизиты, контактные данные для направления юридически значимых сообщений: № телефона, адрес электронной почты, наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, сведения о количестве проживающих в многоквартирном доме
К заявке должны быть приложены следующие документы:
- копия лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (для управляющей организации);
- документы, подтверждающие наличие обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам твердых коммунальных отходов (протокол общего собрания собственников, договор управления и др., приказ ГЖИ о включении многоквартирного дома в лицензию);
- документы, удостоверяющие право лица на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя (для представителя - физического лица также копия паспорта);
- согласие на обработку персональных данных.
7. Что будет с теми договорами, которые заключены с транспортными компаниями на текущий момент?
С 01.01.2019 г. в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области города Кстово и Кстовского района деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами начинается ООО «Реал-Кстово» на территории Нижегородской области города Кстово и Кстовского района не позднее 01.01.2019 г.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" договоры, заключённые собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Соответственно договоры, которые заключены с транспортными организациями в текущий момент, будут считаться расторгнутыми с 01.01.2019 г.
8. На основании чего УК (ТСЖ) обязана проводить общее собрание собственников? Какие формулировки нужно включать в повестку общего собрания?
В соответствии с пп. 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ собственники многоквартирных домов вправе на общем собрании принять решение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО «Реал-Кстово», минуя управляющую организацию, ТСЖ, ЖСК.
До вступления в силу Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" управляющие организации, ТСЖ, ЖСК являлись посредниками между потребителями и ресурсоснабжающими организациями. Принятый закон позволяет напрямую заключать договор, тем самым исключает возможность сбора денежных средств с потребителей и задержкой перечисления или не перечисления их региональному оператору.
Для принятия такого решения на повестку дня необходимо поставить следующий вопрос:
«О заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, с «01» января 2019 г. договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и о внесении платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами».
9. Какие нормативные документы регулируют вашу деятельность как регионального оператора?
Правовые основы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными определены следующими документами:
- "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ;
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий";
- Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641";
- Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов";
- Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами";
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
- Постановление Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 "Об утверждение порядка накопления ТКО на территории Нижегородской области";
- Закон Нижегородской области от 10.09.2010 № 144-3 «Об обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области»
- Приказ ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами";
- "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88);
- Постановление Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем";
- В соответствии с пунктом 2.3. Постановления правительства Нижегородской области от 25.01.2016 N 21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» в обязанности органа местного самоуправления городского, сельского поселения входит согласование мест расположения контейнерных площадок и организация обустройства контейнерных площадок в соответствии с санитарными правилами и нормами и требованиями, установленными действующим законодательством.
- Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
10. Что будет если потребитель (ФЛ / ЮЛ) не захочет заключать с вами договор?
Согласно постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год размещает в печатных средствах массовой информации, и на своём официальном сайте в сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора направляет региональному оператору заявку и необходимые документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в сети "Интернет".
Отсутствие договора повлечет для собственника отходов неблагоприятные последствия, в виде привлечения к административной ответственности, в виде административного штрафа:
— для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
— на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
11. Что будет со свалками, находящимися на территории муниципальных районов?
До 01.01.2019 г. принятие участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, в том числе выявление и ликвидация мест несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов входит в обязанности органов местного самоуправления.
После 01.01.2019 г. в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами.
В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесённых расходов.
12. Можно ли складировать пакеты с ТКО вдоль дороги при пакетном вывозе ТКО?
Согласно ст. 9, п.3 ст. 12 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 г. № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области», а также «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, запрещается складирование или временное хранение мусора, скопление мусора вне специально отведенных мест (мест накопления твердых коммунальных отходов).
В Постановлении № 407 от 05.06.2018 г. «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области», указывается, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Дороги, а также прилегающие к жилому дому территории не являются специально оборудованными местами (площадками) для накопления ТКО, т.к. не соответствуют санитарным требованиям, правилам благоустройства муниципальных образований и нормам законодательства РФ, в связи с чем размещение гражданами пакетов с ТКО вдоль дорог, на земельном участке рядом с жилой застройкой противоречит вышеуказанным нормам законодательства.